Можно понять все сложности родителей, которые они испытывают, если ребенок не хочет учиться. Существует несколько причин данного психологического явления. Даже нынешние педагоги не понимают, почему дети не хотят учиться, яростно сопротивляясь любой попытке педагогов обучить их чему-либо полезному.
Гиперопека. Первая причина — гиперопека молодежи. Многие современные мамы не работают и имеют возможность постоянно находиться рядом с детьми. Поэтому они считают своим долгом жестко контролировать детей, проверять их тетради, регулярно беседовать с педагогами, помогать делать уроки, часто выполняя задания вместо школьника.
Получается, что ребенок лишен возможности принимать решения самостоятельно, он не может пользоваться справочниками, не умеет работать с учебником без учительского сопровождения. В этот момент важно дать ребенку определенную свободу действий, которую он способен и должен проявлять в учебе. Абстрагируйтесь от его школьных проблем, не давите на него авторитетом и своими знаниями, позвольте ему учиться самостоятельно.
Скучно. Ребенку скучно, поскольку он не смог пока найти себя в учебе. К сожалению, совсем немногие дети способны одинаково хорошо постигать предлагаемые программой учебные предметы. Все люди разные, каждый из нас наделен особым талантом. Итак, вам кажется, что ребенок плохо учится. Что делать в этом случае? В первую очередь, дайте ему учиться свободно, без страха перед наказанием. Присмотритесь к своему чаду: скорее всего, вы заметите только раскрывающийся талант к музыке, рисованию, танцам или спорту, на который ранее не обращали внимания. Дайте возможность развиться этому таланту, помогите своему сыну или дочери.
Если вы ругаете чадо за двойки по одному предмету, жестко наказываете, у ребенка со временем пропадет интерес и ко всем остальным. Пусть он получает знания по своим силам. Избегайте критики в адрес ребенка за непонимание предмета, нельзя также скандалить и грозить разными карами. Помогите ему разобраться, попросите педагога объяснить еще раз то, что ребенок не может осилить сам. Подыщите для него интересные книги по его любимому предмету, почитайте их вместе.
Лень. Однако, что делать, если ребенок ленится, не проявляет особой симпатии ни к урокам, ни к домашним заданиям. Как родители могут корректно повлиять на ситуацию? Во-первых, заставлять делать уроки — нельзя. Подключите все свое воображение и говорите со своим чадом. Ребенок должен прийти к выполнению домашних заданий добровольно. Важно подготовить такие условия, чтобы он захотел все это сделать сам и без понуканий. Лень – это, как правило, ответ на ваше неправильное поведение. Если вы постоянно видите в ребенке «расхлябанного лентяя», то он вынужден соответствовать вашей негативной оценке. Разумеется, ребенок не хочет делать уроки, ведь на нем стоит клеймо человека ленивого. Чаще хвалите своего сына или дочь, чтобы ребенок мог «тянуться» к уже признанному результату.
Внутренний конфликт. Иногда ребенок не хочет ходить в школу, потому что переживает глубокие внутренние разногласия. У школьников с такой проблемой есть весомая причина, чтобы избегать школьных занятий. Так, это может быть конфликт с учителем или обиды на одноклассников, трудный характер или сложности в новом коллективе, возможно, даже безответная любовь. Поговорите с ребенком по душам, вызовите на откровенность, станьте ему не только строгим родителем, но понимающим и верным другом.
Предварительный просмотр:
Когда лень-всё идёт через пень
Цель: показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными;
Оборудование. подготовить сценку заранее.
1. Запись пословиц:
Труд человека кормит, а лень портит.
Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
У леитяя Федорки всегда отговорки.
У лентяйки Дарьи каждый день аварии.
Бездельник что бесплодное дерево.
2. Кроссворд.
Ход мероприятия
Уч и те л ь. Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала достойнее и интереснее. думаю, и классный час наш сегодня пройдёт интересно и с пользой для всех
Учитель Ребята, прочитайте тему классного часа и скажите, о чем будет разговор. (заслушиваются высказывания детей.)
Верно, мы сегодня поговорим о лени. А начнем наш разговор
с небольшой сценки, которую приготовили нам ребята.
Л о д ырь Дайте средство нам от лени, от могу но не хочу
А п т е ка р ь . Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил — и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени
Ле н т я й . Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Лодырь Нет, не два, а целых три, нужно что ни говори.
Ап те к а р ь . кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть
Уч и тел ь. Лентяй и лодырь — это одно и то же явление. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает».
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места — Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
— Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко.
Солнце рассмеялось:
- Разве мыслимое это дело, чтобы солнце передвигалось куда лентяю захочется?
Лентяй рассердился и закричал:
— Значит, ты не хочешь передвинуться?
- Не хочу, — отвечало Солнце.
- Ах так. — сказал Лентяй. — Тогда я назло тебе буду лежать
Обсуждение
— Что случится с лентяем, если он будет лежать на солнышке? Кого лентяй накажет? Посмотрите на доску и скажи, какая по словица больше всего подходит к данной сказке? (дети читают пословицы с доски, выбирают подходящую.)
Если мы с вами правильно решим кроссворд, то узнаем, куда лентяя гоняли из под палки.
Не хочу ходить в школу!
Что делать родителям, если подросток все настойчивее заявляет: не хочу идти в школу!
Под любым предлогом он пытается уйти из школы – то голова болит, то живот, то горло. И если в начальных классах частые признаки недомогания ребенка вызывают сочувствие, то жалобы детей постарше кажутся подозрительными. А затем начинаются откровенные прогулы. Какое-то время подросток может обманывать, делая вид, что утром идет в школу. Поначалу родители еще наивно надеются, что поможет жесткий контроль, сопровождение до школы, всякие санкции, угрозы и т. д. Но наступает момент, когда они осознают – сын (дочь) в школу ходить не будет, и ничего они с этим поделать не могут.
Можно ли вовремя заметить первые признаки беды и «подстелить соломку», и можно ли справиться с проблемами, когда они уже набрали силу?
Нельзя дать один волшебный совет для всех - каждый случай нужно рассматривать отдельно. Познакомимся с одной довольно типичной историей.
«Лентяй», или Ребенок с неустойчивым характером
Подросток двенадцати лет учится в 6-м классе. Родители – ответственные, семья благополучная. Есть брат-студент и сестра, которая заканчивает школу с хорошими оценками. С 5-го класса мальчик стал прогуливать школу, но благодаря строгости родителей сдал все «хвосты» и перешел в 6-й класс. Дальше дела пошли хуже, он стал обманывать родителей и прогуливать уроки.
Активный, слишком активный
В раннем детстве особых проблем не было. Мальчик физически развивался хорошо. Характер живой, активный, общительный, любознательный. В дошкольном возрасте особых хлопот не доставлял, разве что отличался нетерпеливостью, упрямством, любил спорить по любому поводу. Проявлял необыкновенную напористость, выпрашивая или требуя желаемое. Мама вспоминает и неприятные моменты: с раннего детства трудно было уложить спать, сон был беспокойный, прерывистый, а по утрам - плохое настроение, протесты, негативизм. Быстро возникает сильный гнев при «ущемлении интересов», в гневе применяет силу, может ударить чем попало, обзывается, не подчиняется воспитателям.
Когда все шло в соответствии с ожиданиями ребенка, он вызывал симпатию своей живостью, общительностью, эмоциональностью. Предпочитал играть с детьми в подвижные и шумные игры. Если оставался один – игрушки не вдохновляли его, он слонялся, приставал к родителям – «поиграйте со мной». Если ему читали книги - быстро отвлекался, терял интерес, утомлялся.
Школьные годы чудесные
С первого класса рвением к учебе не отличался, но благодаря контролю родителей переходил из класса в класс с неплохими результатами. В начальных классах занимался спортом, но тренеры говорили – ленится, не любит «оттачивать» приемы, импульсивен, нетерпелив, очень злится при проигрышах. После неудач и проигрышей отказывался идти на тренировки. В школе проявлял тягу к разным занятиям, но интересы исчезали, сменяя друг друга.
На уроках часто отвлекается на шалости, игры, разговоры, смех. Оценки получает довольно пестрые – и пятерки, и тройки, и единицы. Часто забывает дома тетради и учебники, забывает выполнять домашние задания. Неорганизованный, неаккуратный - одежда и другие вещи валяются где попало, к правилам приучить не удается. Учителя говорят: «Парень умный, но лентяй! Может учиться на 4 и 5, но лень, безответственность и тяга к развлечениям его погубят! Больше контролируйте, будьте с ним построже, оградите от плохих друзей – и парень возьмется за ум». Совет дельный, но родителям не удается его выполнить.
Истощаемость – оборотная сторона возбудимости
Наблюдение за ребенком и беседа с родителями позволяют сделать вывод: у ребенка возбудимая психика – об этом говорят особенности его развития и поведения. В основе повышенной возбудимости могут быть и биологические факторы (токсикоз, быстрые роды), и наследственные (есть родственники с похожими характерами). В дальнейшем проблемы усиливают и воспитательные стратегии, например, либеральный, попустительский стиль воспитания, когда все позволено и родители идут на поводу у ребенка и его прихотей.
Возбудимые дети отличаются импульсивностью и неравномерностью (неустойчивостью) психической активности. Ребенок может быть полон сил и энергии, но от работы, требующей терпения и усилий, вдруг быстро устает и раздражается.
Раздражительность и нетерпеливость – проявление истощаемости психики, которая порождает плохое настроение и повышенную агрессивность. Отсюда же и проблемы эмоционального контроля, развития волевой, социальной и нравственной сферы, неспособность противостоять эгоистическим импульсам, направленным на удовольствие и развлечение.
Такие дети быстро поддаются влиянию извне, особенно со стороны приятелей. Они таковы, каково их окружение. Их легко увлечь и добрым, и злым - «за компанию». Если они сгруппируются «по интересам», то там возможно употребление алкоголя, раннее курение, сексуальные связи, воровство, хулиганство и пр.
Главная проблема импульсивного ребенка – слабая сила воли. Причины могут быть органическими - дисфункция лобных долей мозга разной степени. В некоторых случаях без помощи врачей-специалистов здесь не обойтись. Чем сильнее выражены вспыльчивость, возбудимость, импульсивность, агрессивность, чем ниже самоконтроль, слабее сила воли, тем вероятнее роль мозговых дисфункций. А ведь волевая сфера включает способность к усилиям, терпение, выдержку, организованность, настойчивость в достижении целей. Без этих способностей невозможно успешное обучение, а во взрослой жизни из-за этого возникают проблемы на работе и в семье.
Посеешь характер – пожнешь судьбу
Характер ребенка в основе своей определяется свойствами центральной нервной системы. Также на него оказывает влияние множество других факторов - это и характер привязанностей, и условия жизни, и влияние окружения дома, в школе, вне школы, и те обстоятельства, в которых он добивается своего или терпит неудачи, и т. д.
Большое значение имеет то, как складывается самооценка ребенка. Чем меньше недовольства, упреков, наказаний и сердитых взглядов со стороны взрослых и чем больше позитивных реакций на ребенка и его поведение со стороны окружения, тем выше его самооценка, тем больше веры в себя и в свои силы.
К сожалению, возбудимый ребенок из-за своей импульсивности и нетерпеливости, плохого настроения и агрессивных вспышек, получает массу негативных откликов на себя и свое поведение. Невозможность самому изменять или контролировать свое поведение приводит к формированию негативизма, усиливает агрессию, но никак не уменьшает импульсивность.
Если родители чаще проявляют мягкость и непоследовательность в требованиях, то ребенок быстро берет власть в свои руки и становится дерзким, напористым, эгоистичным, а если же родители авторитарные, критичные, использующие команды, то ребенок сердито обижается, неохотно подчиняется, а в его характере закрепляется негативизм и враждебность.
Лучшее решение: будучи твердыми и разумно требовательными (ребенок должен убедиться, что родители уверены в своих решениях), проявлять при этом внимание к чувствам ребенка и учитывать особенности его психики
Дружелюбная, хорошо организованная и структурированная среда – главное условие для обучения и уравновешенного поведения такого ребенка или подростка. Импульсивный ребенок подчиняется дисциплине, если работа ему по силам, его усилия замечаются и одобряются и все вокруг действуют по тем же правилам.
Главные правила в отношениях с импульсивным ребенком и подростком:
- Замечайте у ребенка даже минимальные проявления терпения, настойчивости, усилий и выразите свое положительное эмоциональное отношение. Например: «Я видел, как тебе хотелось продолжить компьютерную игру, но ты все же пошел делать уроки!» (В голосе звучит уважение). Это поможет ребенку наблюдать за собой и давать себе указания.
- Противостоять своей природе (в данном случае истощаемости и импульсивности) ребенок сможет только сам. Потому нужно помочь ему понять источник его трудностей и проблем. Задача взрослых – помочь ребенку понять особенности своей психики. Он должен осознать, что его лень – это не плохая черта, а свойство мозга, мозг же поддается тренировкам. Можно привести пример: человек со слабыми мышцами устает гораздо быстрее. Силу воли, как и мышцы, можно тренировать, хотя это нелегко.
- Нужно помочь ребенку осознать, что у него есть желание быть сильным, честным, умным. И в то же время у него есть примитивные желания, направленные на получение удовольствия. Между ними идет борьба, повлиять на исход борьбы может он сам. В известной притче индеец-подросток спрашивает вождя: «Я слышал, что в человеке живут два волка – белый и черный. Белый волк направляет его на добрые дела, а черный – на злые. Кто же побеждает?» Старый индеец ответил: «Побеждает тот, которого ты кормишь». Подросток должен различать, какие мотивы он сам в себе одобряет, «подкармливает», а каким он должен сказать «нет».
Что делать, если ребенку «лень учиться»?
Рубрика: Родителям Комментарии: Комментариев нет
Родители привыкли требовать со своих детей хорошей учебы, объясняя им необходимость этого расплывчатыми фразами, что так надо и ребенок должен хорошо учиться, потому что от него это требуется.
Естественно ребенку сложно понять, почему он должен, кем от него требуется и кому так надо? После того, как родители ежедневно давят на малыша постоянными требованиями хороших оценок, он уже перестает воспринимать даже разумные доводы своих папы и мамы. Родители пытаются ему объяснить, что человеку без образования будет намного сложнее устроиться в жизни, но он теперь считает, что это лишь очередная выдумка, лишь бы настоять на своем и заставить его заниматься учебой.
В первую очередь родители должны понимать, что маленькому ребенку, учащемуся в младших классах, пока еще рановато объяснять о возможном устройстве на хорошую работу, если будут отличные оценки. Мысли малыша в таком возрасте направлены совсем на другое. Он послушает своих родителей, согласится с ними, но все равно не изменит своего отношения к учебе, если ему лень учиться.
В таком возрасте детки должны учиться играя. Потому им и неинтересно усваивать школьные предметы, что программа в школе слишком сухая и далеко не увлекательная. Учебники тоже не по всем предметам могут вызвать заинтересованность малыша. Безусловно, многое зависит и от самого учителя. Точнее, от него зависит практически девяносто процентов того, будет ли ребенку интересно на уроке или нет. К сожалению большинство учителей привыкли работать по стандартному принципу. Они вычитывают новый материал в сухой и сжатой форме и потом требуют от учеников знания этого материала. Такая методика, во-первых, отталкивает вообще от предмета и желания его усваивать, потому что он неинтересный. Во-вторых, ребенок просто боится, что учитель заставит его отвечать по этому скучному материалу, который плохо запомнился, а в результате поставит плохую оценку, из-за которой и дома будут неприятности с родителями.
Если проблемы с учебой возникают именно из-за того, что учитель неинтересно преподносит новые знания, тут можно только постараться параллельно просматривать с ребенком учебники и стараться найти в них что-то, что могло бы его заинтересовать. Например, возникают у малыша проблемы с географией, можно перечитать с ним сказку о Нильсе с дикими гусями и разобраться, где именно пролетали гуси, что мог видеть мальчик и так далее. После такого занятия с ребенком у него может появиться интерес к изучению этих стран, их жителей и даже истории развития страны.
Если же малыш не может усвоить английский язык, потому что этот язык ему неинтересен, а не потому что он тяжело дается ребенку, его тоже можно понять. Ребенок не видит смысла изучать язык, для которого в его жизни не находится абсолютно никакого применения. В этом случае можно купить какие-нибудь очень интересные детские книжки на английском языке начального уровня. Книжки обязательно должны содержать красочные картинки, которые привлекут внимание ребенка и заинтересуют его в содержимом этих книг. Малыш обязательно захочет их прочитать, чтобы узнать, о чем в них говорится. Вот тут и можно заняться с ним английским языком. А читать англоязычные книжки в первое время ему будет гораздо интереснее в компании с кем-то из родителей. Также следует поступить и с другими предметами. Любой школьный предмет может стать интересным, если его правильно преподнести.
Для детей, которые учатся в старших классах обучение в форме игры проводить поздно. Хотя тоже все зависит от учителя. Если учитель будет проводить занятия в форме интересных споров и дискуссий, в которых ребенок сможет высказать свое мнение, не боясь при этом получить плохую оценку, услышанная им информация гораздо лучше и быстрее усвоится на таком уроке. Со стороны же родителей требуется проведение бесед о том, что после школы ребенок должен поступить в университет. С низкими знаниями и плохими оценками он туда не поступит. На хорошую работу никто не возьмет человека без образования и так далее. Скорее всего такие внушения родителей слабо подействуют на их ребенка, потому что он привык, что родители постоянно годами говорили ему об одном и том же. Он уже привык это слышать и абсолютно никак не реагирует на подобные высказывания. Ему все равно лень учиться. Что делать родителям в таком случае?
Подростки очень впечатлительны, поэтому им не нужно просто рассказывать об их возможной будущей жизни, проще будет показать на примере. То есть не в том смысле, что показать какого-нибудь бомжа в переходе и сказать, что этот дяденька плохо учился, а познакомить ребенка с каким-нибудь человеком, который работает на низких должностях. Например с грузчиком. В разговоре этот грузчик должен поделиться с ребенком, как он устает, таская каждый день тяжести и как мало он получает за свою работу, поэтому абсолютно ничего не может позволить себе купить. Словам постороннего человека ребенок поверит быстрее, главное, чтобы беседа не выглядела специально подстроенной родителями.
Также важен и режим дня. Если ребенок знает, что он может целый день играть в компьютерные игры, он не станет выполнять свои домашние задания или сделает их быстро и как попало, лишь бы добраться до компьютера.
Если с раннего детства приучать малыша к правильному режиму дня и распределению времени работы и отдыха, проблем с занятиями дома будет значительно меньше, а школьные оценки — лучше.
Хотите поделиться с друзьями?-)
style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">
Комментариев нет:
Отправить комментарий