Сочинение Поэтическое мастерство в стихотворении М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно, и некому руку подать. »
Тема конфликта человека и общества, начатая Байроном, получила
свое развитие в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
не случайно. Дело в том, что «английский сплин», которым был болен
Чайльд-Гарольд, имеет аналогию - «русскую хандру». Эта «русская
болезнь» получила такое широкое распространение, что стала поистине
болезнью века, и величайшие русские писатели не могли, конечно,
не отразить это явление в своих произведениях. Вероятно, поэтому
лирический герой Лермонтова так часто впадает в состояние апатии.
Тема одиночества очень характерна для творчества Лермонтова.
Строки, с которых начинается одного из его стихотворений («И скучно
и грустно, и некому руку подать. »), могли бы стать эпиграфом
к некоторым его стихотворениям и роману «Герой нашего времени».
Читаешь название стихотворения «И скучно и грустно. » и сразу
чувствуешь прилив необъяснимой тоски, которая окутывает душу
влажным, серым и холодным покрывалом. Как поэту удается уже
в названии стихотворения вызвать у читателя такие чувства?
й человек имеет опыт того, что простое
присутствие рядом дорогого человека может прогнать одиночество.
Теплая ладонь любимого человека согревает душу. Ужасно,
если подать ее некому.
Вторая строка заканчивается многоточием, что явно говорит
о незавершенности мысли поэта. И уже читатель готов продолжать
тот ряд переживаний поэта, который им самим прерван: некому
утешить, поговорить не с кем, некому открыть свою боль и переживания,
нет надежды быть выслушанным и понятым.
Восклицание «Желанья. » вновь поэт заканчивает многоточием.
Но теперь, как мне кажется, это многоточие можно рассматривать
как приглашение к размышлению, что такое желания.
Возможно ли, чтобы каждое желание осуществлялось. А если оно
не может быть достигнуто, то вновь ждет горечь и разочарование?
А далее следует риторический вопрос: «Что пользы напрасно и вечно
желать?» Желания, которые не исполняются, причиняют страдания.
Так, может быть, заранее уберечь себя от неизбежных страданий
и отказаться от желаний? Никто не хочет быть несчастливым.
В следующей строке - «А годы проходят - все лучшие годы!» -
Лермонтов горюет об уходящей жизни. Невольно задумываешься
над вопросом, что лучше: отказаться от желаний и жить без цели
и мечты или испытать разочарования несбывшегося?
Другая важная сторона жизни - любовь. И вновь после слова
«любить» поэт ставит многоточие. За этими точками - и раздумья
о радости взаимной любви, и размышления о любви неразделенной,
которая приносит только страдания. Скорее всего, поэт имел опыт
несчастливой любви, может, поэтому ему «и скучно и грустно. ».
Лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо
изменить в этой жизни:
В себя ли заглянешь? - Там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно.
И вновь многоточие, с новой силой дающее ощущение безысходности
и обреченности. Поэт не позволяет себе верить в возможность
хоть на время отдаться проявлению других эмоций и чувств:
Что страсти? - Ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка.
Страсти могут привести человека к невероятному счастью или
причинить такое же по силе горе. Чаще всего они кратковременны,
но, по мнению поэта, в любом случае обладают разрушительной
силой. Поэт, говоря о страстях, использует метафору «сладкий недуг»,
сравнивая их с болезнью.
И остается лирическому герою делать вывод: «И жизнь. Такая
«И скучно, и грустно…» М. Лермонтов
«И скучно, и грустно…» Михаил Лермонтов
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…
Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…»
Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.
Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества. так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.
Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».
Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.
Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы. Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.
И скучно, и грустно, и некому руку подать это:
И скучно, и грустно, и некому руку подать
И скучно, и грустно, и некому руку подать
Из стихотворения «И скучно, и грустно. » (1840) М. Ю. Лермонтова (1814-1841):
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?
Смотреть что такое "И скучно, и грустно, и некому руку подать" в других словарях:
и скучно, и грустно, и некому руку подать<. > — И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Желанья! что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят все лучшие годы. М. Ю. Лермонтов. И скучно и грустно … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
И скучно, и грустно, и некому руку подать — крыл. сл. Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» (1840): И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят все лучшие годы… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Некому руку подать — (иноск.) нѣтъ друзей, не съ кѣмъ подѣлиться горемъ некому довѣриться. Ср. И скучно, и грустно, и некому руку подать Въ минуту душевной невзгоды. Лермонтовъ. „И скучно, и грустно“ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. — И скучно, и грустно, и некому руку подать Въ минуту душевной невзгоды . Желанья! что пользы напрасно и вѣчно желать? А годы проходятъ все лучшіе годы. М. Ю. Лермонтовъ. „И скучно и грустно“ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
некому руку подать — (иноск.) нет друзей, не с кем поделиться горем; некому довериться Ср. И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Лермонтов. „И скучно, и грустно … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
И скучно, и грустно, и некому морду набить — (из стих. М. Лермонтова И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды ) о скуке … Живая речь. Словарь разговорных выражений
и. и. — союз Если повторяющийся союз «и. и. » соединяет однородные члены предложения, то запятая ставится перед вторым и следующими членами предложения. Ах! от господ подалей; // У них беды себе на всякий час готовь, // Минуй нас пуще всех печалей //… … Словарь-справочник по пунктуации
Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия
Лермонтов — Михаил Юрьевич (1814 1841) поэт. Сын аристократки, вышедшей против воли родных замуж за бедного дворянина армейского «капитана в отставке». Мать Л. умерла в 1817, отец по бедности мог доставить ребенку лишь скромное воспитание. И бабушка Л. по… … Литературная энциклопедия
душе́вный — ая, ое; вен, вна, вно. 1. прил. к душа (в 1 знач.); связанный с внутренним духовным миром человека, его психическим состоянием. Душевный подъем. Душевное потрясение. □ И скучно и грустно! и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Лермонтов … Малый академический словарь
«И скучно и грустно, и некому руку подать…»
Коллекция сочинений: "И скучно и грустно, и некому руку подать. »
Погиб Поэт - невольник чести, пал, оклеветанный молвой.
Белинский. сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов - "поэт уже совсем другой эпохи". Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы. Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определенный момент вопрос: "Какая польза нам от нее?"
Поэт Лермонтова изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение "Смерть поэта" написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Это "свободы, гения и славы палачи". Поэт - гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и "мир дальний" вновь одержал победу. Однако есть "божий суд", "есть грозный судия". Время, века, человечество скажут свое слово. Поэт-пророк - это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтова, как и у Пушкина, образ карающего кинжала. В стихотворении "Поэт" (1838 год) Лермонтов строит лирическую композицию на сравнении своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала. Поэзия в эпоху негероическую стала просто побрякушкой, наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысли. Стих "звучал, как колокол на башне" в прошлом "во дни торжеств и бед народных". Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочтен теперь "блесткам и обманам". Заключительная строфа - это голос того, кто тяготится бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:
Проснешься ли опять, осмеянный пророк ,
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножен нe вынешь ты клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.
Пушкинский пророк никогда не был осмеянным, он всегда мог пренебречь безумием непосвященных, сказать им: "Пойдите прочь". Не таков пророк "совсем уже другой эпохи". Лермонтов подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опыта жизни своего поколения. Его стихотворение 1841 года так и названо "Пророк", повторяя название пушкинского стихотворения, созданного в 1826 году. В нем Пушкин намечал путь, которым надлежало идти тому, кто получил божественный дар: "Обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей". Лермонтов показывает уже отдаленные последствия этого шага. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество, высоких истин. Уже первая строка лермонтовского стихотворения содержит это своеобразное продолжение:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всевиденье пророка.
Это момент, которым завершилось стихотворение Пушкина. Для лермонтовского пророка этот момент стал началом страданий. Отправившись проповедовать любовь и правду, он ступил на трудный и опасный путь. Ему приходится жить в пустыне тем, что посылает ему судьба. Лишь звери, птицы, звезды внимают пророку. Глухи только люди. Через шумный град пророк пробирается торопливо, подгоняемый каменьями, недобрыми или насмешливыми взглядами. Носитель высоких истин, призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений. Впрочем, и пушкинский - поэт получал иногда своего рода "социальный заказ": "Сердца собратьев исправляй. " Но в пушкинскую эпоху толпа не была еще столь жестока и агрессивна. Лермонтовский пророк, оставаясь твердым, спокойным и угрюмым, становится объектом мести за то, что его природа отлична от природы измельчавшего человечества. Само существование пророка - упрек людям. Так завершает Лермонтов тему, разработанную Пушкиным и, казалось, в полной степени завершенную. Но время потребовало корректив, и Лермонтов вносит эти коррективы. Сама судьба и его гибель удивительным образом послужили своеобразным подтверждением предложенной им трактовки теми поэта и поэзии. История повторилась, и сама эта повторяемость могла служить указанием лишь на то, что перед нами не случайность, а закономерность, которая не укрылась от проницательного взора продолжателя пушкинской традиции и создателя традиции новой. Лермонтов сам ощущал себя наследником великого Пушкина.
"Пророк" - это не единственная прямая перекличка с пушкинскими стихами. "Журналист, читатель и писатель" уже самим названием и драматической формой напоминает "Разговор книгопродавца с поэтом". Современная Лермонтову поэзия явно деградировала: Стихи - такая пустота, Слова без смысла, чувства нету, Натянут каждый оборот. Настоящего искусства жаждет человек, живущий в одну из самых мрачных эпох русской истории, когда казалось, что само время остановилось, сама жизнь замерла: Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет язык простой И страсти голос благородный? Это крик души того, для кого отсутствие внутренней жизни есть зло. Деградация коснулась всего. Критика выродилась в "мелкие нападки на шрифт, веньетки, опечатки". Обвинения критиков беспощадны:
В чернилах ваших, господа,
И желчи едкой даже нету,
А просто грязная вода.
Настоящему писателю в такую эпоху трудно найти себе применение: "О чем писать?" Лишь изредка "забот спадает бремя" Только тогда будущее не кажется таким беспросветным. Лишь в такие моменты берется он за перо: "Тогда пишу. Диктует совесть. Пером сердитый водит ум".
Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэтпророк остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного Лермонтову поколения.
М. Ю. Лермонтов всегда будет жить в наших сердцах, так как сила его таланта никому не позволит забыть его имя.
Нужно скачать сочинение по теме » «И скучно и грустно, и некому руку подать…». Жми и сохраняй
style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">
Комментариев нет:
Отправить комментарий