воскресенье, 10 июля 2022 г.

Что делать если мучает совесть





KONSPEKTY. NET


12.01.2015 • нет комментариев


Почему мучает совесть? Что делать если она грызет?


Под совестью мы привыкли понимать своеобразную реакцию, сигнализирующую о неблагополучии в человеческом восприятии. В момент так называемых «угрызений» совести мы испытываем неприятные эмоции, чувствуем себя крайне некомфортно. Напряжение, подавленность, самобичевание, неосознанная концентрация внимания на том, что очень хотелось бы забыть – это далеко не полный перечень человеческих мучений, характерных для подобных состояний. Совесть «грызет», «жалит» «царапается», «режет», «сверлит». В обиходе этим термином определяют душевную боль. Так почему мучает совесть?


Совестливый – значит, хороший?


На сегодняшний день понятие «совестливый» человек отождествлено с определением «хороший». Но не все так просто и однозначно. Но подобные состояния не возникают самопроизвольно и не являются естественными для человеческой психики. За такой реакцией стоит энергетический сгусток пережитой боли, который проявляет конкретная ситуация. И если «совестливый» человек часто обвиняет себя – это говорит не о том, что он «такой хороший», а о наличие внутреннего конфликта, который нуждается в разрешении. Мы так привыкли давать всему оценку, что отсутствие подобной реакции воспринимаем как синоним зла, а человека считаем бесчувственным.


Что делать если грызет совесть?


Толкование


Слово «совесть» можно разложить на составляющие – «со-весть», т. е. весть, которая созвучна нашей внутренней сути. В общепринятом понимании – это весть от Бога, возможность в своем сердце слышать Вселенский Разум. А то, что мы воспринимаем как проявление совести, мягко говоря, не очень подходит под это определение. Но противоречивые состояния для человека не являются бессмысленной болью, они ведут к изменениям, переосмыслению существующей действительности. В толковом словаре совесть рассматривается как способность человека самостоятельно вырабатывать собственные нравственные правила поведения и следовать им.


Здесь вызывает сомнение слово «самостоятельно», поскольку моральные нормы, впитанные нами – это, прежде всего результат воспитания, влияния на нас окружающего окружающего мира. Мы впитываем в детском возрасте определенные убеждения, а впоследствии воспринимаем их как внутренний голос совести, который не понятно откуда знает, что плохо, а что хорошо.


Человек – часть общества


Проанализировать и освободиться на сознательном уровне от подобных норм и правил достаточно сложно, поскольку закладка совершается в раннем возрасте. Решение подобных вопросов приходит с помощью специалиста-психолога, который изучает их закономерности и знает способы по изменению «ограничивающих убеждений». Он может помочь понять, почему мучает совесть.


Не стоит относиться к общественным нравственным нормам и воспитанию негативно. Ведь в них сосредоточены идеалы той страны, в которой мы проживаем, собраны правила поведения, проверенные предшествующими поколениями. Это огромное наследие человечества несет в себе большую пользу. Возможно, что на определенном этапе индивидуального развития человека нормы и правила являются сдерживающим фактором, который защищает человека от многих неприятностей.


Наступает момент, когда человек достигает уровня психической зрелости, и может себе позволить освободиться от многого из того, что раньше вело и направляло его. Тем более, что интересы отдельно взятой личности и общества далеко не всегда совпадают. Если человек будет продолжать жить так, как выгодно другим, то вряд ли он сможет полноценно реализовать себя, достигнуть успеха, стать по-настоящему счастливым.


Дорогой читатель! Помоги улучшить наш сайт, сделать его более удобным и полезным:) Для этого напиши свои пожелания и соображения. Спасибо!



Каталог статей


Покаяние. Что делать тому, кого мучает совесть?


Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа?


Православная Церковь отвечает: принести покаяние. Покаяние - это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.


Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению. "Нет человека, который поживет на земле и не согрешит," говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых. Святые отцы сравнивают милосердие Божие с морем, погашающим самое сильное пламя людских беззаконий.


Ежедневно в православных храмах совершается исповедь. Явно ее принимает священник, а невидимо - Сам Господь, давший пастырям Церкви власть отпускать грехи. "Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе, [имя], вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих. " - молится батюшка. На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие "грешен против шестой заповеди," вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!), рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в косм случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога.


Церковь относит к тяжелым, "смертным" грехам:


убийства; аборты; побои; супружеские измены; блуд и плотские извращения; кражи; богохульства; кощунство; ненависть к ближнему, доходящую до проклятия в его адрес; колдовство и гадание; обращение за помощью к экстрасенсам, "целителям" и астрологам; пьянство; курение; наркоманию.


Но и менее тяжкие грехи вредят человеку, служат преградой на пути в Царство Небесное. "Безобидные" ложь или сквернословие могут отправить в ад!


Если, исповедуясь в чем-либо, мы твердо намерены повторять этот грех, - покаяние не имеет смысла. Нельзя приступать к таинству в состоянии ссоры или затяжной непримиренности с ближним, по слову Христа: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим" (Мф. 5:24). Если этот человек уже умер, надо горячо помолиться о упокоении его души.


В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию - своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту - в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.


Реальностью наших дней стала так называемая "общая исповедь." Она заключается в том, что священник сам называет наиболее распространенные грехи, а потом прочитывает над кающимися разрешительную молитву. К такой форме исповеди допустимо прибегать только тем, кто не имеет на совести смертных грехов. Но и добропорядочным христианам необходимо время от времени проверять свою душу на подробной (индивидуальной) исповеди - по крайней мере, не реже одного раза в месяц.


Ответственность за свои грехи человек несет с семилетнего возраста. Тот, кто крестился взрослым, не имеет нужды в покаянии за период жизни до Крещения.



Sakina Супер-модератор Команда форума


Регистрация: 17 янв 2013 Сообщения: 3.132 Симпатии: 7.929 Пол: Женский


Лучше всего спит у кого чистая совесть!


Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:


Одна из истин, которую люди усвоили из учений ранних пророков, гласит: если ты не стесняешься, то делай что пожелаешь . («Сахихуль-Бухари» № 5655)


قَالَ قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّ مِمَّا أَدْرَكَ النَّاسُ مِنْ كَلَامِ النُّبُوَّةِ الْأُولَى إِذَا لَمْ تَسْتَحْيِ فَاصْنَعْ مَا شِئْتَ


«Когда Всевышний недоволен своим рабом Он лишает его совести… » («Джамиуль-ахадис» № 1039).


إذا أبغضَ اللهُ عبدا نَزَعَ منه الحياءَ فإذا نزع منه الحياءَ.


В другом хадисе сказано:


«…поистине совесть часть веры » («Сахихуль-Бухари» № 23)


فَإِنَّ الْحَيَاءَ مِنْ الْإِيمَانِ


Совесть – это понятие духовной мудрости и прозрения, внутренняя убежденность в том, что есть добро, и что есть зло. Аллах раскрыл людям эти две особенности человеческой природы в Коране:


وَنَفْسٍ وَمَا سَوَّاهَا


Wa Nafsin Wa Mā Sawwāhā


فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا


Fa'alhamahā Fujūrahā Wa Taqwāhā


قَدْ أَفْلَحَ مَنْ زَكَّاهَا


Qad 'Aflaĥa Man Zakkāhā


Клянусь душой [человеческой] и тем, кто ее устроил, и внушил ей фуджур (беспредельное зло и грех) и богобоязненность. Истинно, тот, кто очистил ее, обрел спасение и понес тяжкий урон тот, кто сокрыл [злое и греховное] в душе.


(Сура "Аш Шамс", 91:7-10)


Аллах внушает душе человека остерегаться зла и греховной сути своего нафса. Этим внушением, вдохновением Аллаха и является совесть человека. Таким образом, совесть можно образно описать как голос, внушаемый Аллахом душе человека, который призывает му`мина к добру и благочестию. И поэтому совесть – это ключ к вратам совершенного Имана.



Что делать, если мучает совесть?


Что делать, если мучает совесть?


Бывает, что совесть начинает мучать до принятия решения. Человек сомневается. Знает, что можно поступить и хорошо, и плохо. Но как поступить, не решил, говорит психолог Виктор Мозговой.


Нужно посоветоваться с тем, кого уважаешь. С другом, подругой, сестрой, братом.


Если хорошего человека нет в живых, подумать: «А как бы поступил отец (мать, любимый) в этом случае?» Если чувствуете, что осудили бы ваш (еще не состоявшийся) поступок, прислушайтесь.


Если искушение сильнее, чем это осуждение, решайте самостоятельно, переступать черту или нет. Соглашаться на угрызения совести или нет.


Что делать, если начинает мучить совесть после совершения поступка? От самоедства только хуже.


1. Нужно попросить прощения. Все рассказать тому человеку, перед которым виноваты. Спросите, что можно исправить? В чем помочь?


Если обиженного вами человека нет в живых, постарайтесь проиграть ситуацию. Поставьте стул. Представьте, что на нем сидит человек, перед которым вы виноваты. Представьте его лицо, волосы, выражение глаз. Одежду, которую он обычно надевает. Как он держит руки, как скрещивает ноги. Мысленно создайте эффект присутствия. Выскажетесь, вам станет легче.


2. За грех нужно заплатить. Искупить его. Как?


Покаянием. Причем начинать каяться нужно с самого большого греха. Если начнешь перечислять маленькие, можешь и передумать (самому станет страшно. — Авт.).


Кому рассказать, чтобы стало легче?


Для верующего здесь проблемы нет. Он идет к священнику. Тот выслушает, подскажет.


Неверующим нужно идти к родным людям. К отцу, матери. Они принимают детей без всяких условностей (если это нормальные родители. — Авт.) Особенно мать, она будет и радоваться, и страдать вместе с ребенком. Нужно все рассказать и раскаяться.


Заплатить за грех можно и трудом. Очень мудро придумали в христианстве. Священник налагает епитимью. Ее содержание в молитве, посте, труде.


Человек без совести — это человек без души. Совестливый человек предъявляет высокие требования в первую очередь к себе. А потом и к другим.


Совесть — это внутренний конфликт. Между моральными ценностями и реальной жизнью. Мучения вызваны тем, что человек не может простить сам себе. Совесть перестанет мучить в том случае, если человек простил себя.


Записала Тамара Кравченко, еженедельник «Весть» №41 (466) комментарии (5)


siniy75 2011-10-13 15:31:13


Можно присесть 200 раз подряд - и получишь душевное спокойствие минимум на три-четыре дня!








style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">

Комментариев нет:

Отправить комментарий