Проблема: организация-продавец не передает счет-фактуру. Что делать покупателю?
Ситуация: Между двумя организациями, являющимися плательщиками НДС, заключен договор купли-продажи автомобиля. В договоре указана цена автомобиля, в том числе НДС. Организация-покупатель на основании выставленного продавцом счета в полном объеме оплатила цену автомобиля, включая сумму НДС. Однако, в дальнейшем, когда покупатель обратился к продавцу с требованием предоставить счет-фактуру, получил отказ на том основании, что автомобиль принадлежит на праве собственности физическому лицу, реализовывался организацией по договору комиссии и соответственно, на сумму продажи автомобиля не подлежит начислению НДС. При этом возвратить в добровольном порядке сумму уплаченного НДС продавец отказался.
Проанализируем возможные способы защиты организации-покупателя с учетом положений действующего гражданского и налогового законодательства и существующей судебной практики.
1. Отказ от исполнения договора
В соответствии с п.2 ст.456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязуется одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В соответствии со ст.464 ГК РФ, если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
Обязанность продавца предоставить счет-фактуру в течение 5 (пяти) календарных дней с момента отгрузки товара или со дня получения сумм оплаты предусмотрена п.3 ст. 168 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм НДС к вычету.
В судебной практике нашла отражение позиция, что поскольку счет-фактура является документом, подлежащим передаче после отгрузки товара в силу закона, то неисполнение данной обязанности поставщиком дает покупателю право потребовать ее исполнения, в том числе установить срок для передачи документов, и отказаться от договора, если документы в установленный срок не будут переданы (Постановление ФАС Поволжского округа от 25.04.2007 по делу N А65-20121/2006).
Вместе с тем ВАС РФ указанную позицию не поддерживает. Как указано в Определении ВАС РФ от 15.01.2008 N 17818/07 по делу N А40-20189/07-85-189 обязанность продавца передать относящиеся к вещи документы как гражданско-правовое обязательство возникает в случае, если такая обязанность установлена законом, иными правовыми актами или договором.
Однако НК РФ не установлена обязанность продавца передать счет-фактуру; налоговое законодательство не регулирует гражданско-правовые отношения и не применяется к ним.
Поэтому довод о том, что основанием для возникновения гражданско-правового обязательства по передаче счета-фактуры являются нормы НК РФ (пункт 3 статьи 168), является неосновательным.
2. Иск о понуждении предоставить счет-фактуру
Учитывая вышеуказанную позицию ВАС РФ, при отсутствии в договоре прямого указания на обязанность по предоставлению счета-фактуры, вероятность того, что подобный иск будет удовлетворен крайне мала.
Более того, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 09.03.2011 г. № 09АП-34383/2010-ГК, высказался более радикально, указав, что предъявленным иском об обязании выставить и предоставить счет-фактуру истец, по сути, просит понудить ответчика к исполнению публично-правовой обязанности по уплате налога, в связи с чем, заявленный иск не относиться к установленным действующим законодательством способам защиты или восстановления нарушенных или оспариваемых гражданских прав.
3. Взыскание уплаченной суммы НДС как неосновательного обогащения
Полагаем, что в данном случае способом защиты интересов организации-покупателя будет взыскание уплаченной покупателем суммы НДС в качестве неосновательного обогащения.
ВАС РФ в Постановлении от 09.04.2009 г. № 16318/08высказал свою позицию относительно взыскания сумм НДС как неосновательного обогащения по договорам услуг. Как указал ВАС РФ поскольку особых правил о возврате излишне уплаченных сумм по договору об оказании услуг законодательство не предусматривает и из существа рассматриваемых отношений невозможность применения правил о неосновательном обогащении не вытекает, возможно применить к спорным правоотношениям положения статьи 1102 ГК РФ об обязанности приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Следовательно, сумма налога на добавленную стоимость рассчитана была ответчиком и уплачена истцом по ставке, не предусмотренной законом, является излишне (ошибочно) уплаченной, поэтому подлежит возврату.
Суды удовлетворяют иски о взыскании сумм уплаченного НДС в качестве неосновательного обогащения по различным основаниям: если сама операция не подлежит обложению НДС (Постановление ФАС СЗО от 22.11.2010 г. по делу № А56-52489/2008), в случае применения налоговой ставки, не предусмотренной законом (Постановление ФАС СЗО от 01.02.2010 г. по делу № А56-6340/2008).
В данном случае физическое лицо (собственник автомобиля), не являющееся индивидуальным предпринимателем, не признается плательщиком НДС (ст. 143 НК РФ). Поэтому при реализации организацией имущества, принадлежащего такому лицу, НДС на стоимость последнего не начисляется.
Но следует обратить внимание на следующее. В указанных примерах судебной практики, как и в рассматриваемой ситуации, продавец начислил и предъявил к оплате покупателю сумму НДС без установленных законом оснований (применил ненадлежащую ставку, начислил НДС по операциям, не подлежащим обложению НДС).
Таким образом, если сумма НДС исчислена и предъявлена к оплате в соответствии с действующим законодательством, то взыскать ее в качестве неосновательного обогащения на том только основании, что продавцом не предъявлен счет-фактура, представляется невозможным. В связи с этим, учитывая указанную выше позицию судебных органов о невозможности отказаться от исполнения договора либо понудить продавца представить счет-фактуру на основании норм НК РФ, следует отдельно прописывать в договоре обязанность предоставления счета-фактуры и ответственность за неисполнение указанной обязанности, в том числе возможность отказа от исполнения договора.
Нина Куцова – юрист коммерческой практики компании Rightmark group (г. Санкт-Петербург)
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Юридический справочник покупателя
Как часто мы попадаем в ситуацию, когда недобросовестным продавцом нарушены наши права. Всегда ли мы их хорошо знаем, придя в магазин? Когда и что мы можем потребовать от продавца или изготовителя приобретаемого или приобретенного товара?
Купив что-либо, мы понимаем, что эта вещь нам не очень подходит или вовсе не нравится, что может сделать покупатель в этой ситуации? Можно ли обменять купленную вещь на другую или просто вернуть ее и забрать деньги, даже если висит табличка “Купленный товар возврату и обмену не подлежит”? В большинстве случаев ответ - “да” на все эти вопросы, но почему это и как обосновать свою правоту, мы зачастую не знаем.
С юридической точки зрения, все взаимоотношения между продавцом и покупателем товара осуществляются на основании договора розничной купли-продажи, который может быть как устным, так и письменным. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего оплату товара (т. е. кассового или товарного чека), поэтому все, что относится к договору этого типа имеет отношение и к интересующим нас вопросам.
Задача настоящей работы – объективно и одинаково беспристрастно рассмотреть права, обязанности и меры ответственности (покупателя, продавца, изготовителя) вытекающие исключительно из договора розничной купли-продажи на основе действующего законодательства. Поэтому, надеюсь, он будет полезен всем: и тем, кто покупает, и тем, кто продает и тем, кто изготавливает продукцию. Полагаю, что содержащаяся в данной статье информация будет удобным подспорьем в спорных ситуациях.
Напоследок хочется заметить, что материал получился изложенным в излишне юридическом стиле. Недостатки стиля очевидны, но в тоже время любое положение исключает неверное понимание и содержит четкую ссылку на соответствующую статью закона, что дает возможность читателю в случае затруднения опираться не на мнение автора, а на закон.
Содержание
Первая часть дает правовую характеристику договора розничной купли-продажи. К ней следует обращаться, только если есть интерес в более глубоком изучении интересующей проблемы.
Вторая часть является главной, т. к. дает возможность ознакомиться с систематизированным изложением взаимных прав и обязанностей продавца, покупателя и изготовителя продукции.
Третья и четвертая часть ориентированы на определение мер ответственности этих лиц. Обычно это становится актуальным когда “по-хорошему” разрешить спор не удается и приходится апеллировать к законодательству и перспективе судебных разбирательств. Кстати, именно при возможности подобной перспективы (и очевидности знаний покупателя своих прав) многие недобросовестные продавцы (магазины) охотно и оперативно идут на удовлетворение требований покупателя.
покупатель продавец
покупатель продавец -
buyer seller (англ.), Käufer Verkäufer (нем.), acheteur vendeur (фр.), покупець продавець (укр.)
покупатель продавец - взаимоотношения покупателя с продавцом регулируются в Российской Федерации федеральным законом "О защите прав потребителей", другими федеральными законами, "Правилами продажи отдельных видов товаров", другими нормативными актами Правительства РФ.
При совершении покупки покупатель вступает в определенные взаимоотношения с продавцом, а продавец – с покупателем: продавец реализует товар, а покупатель желает приобрести. О того, насколько плодотворным их контакт окажется – будет зависеть факт заключения между ними договора купли продажи. Покупатель продавец, каждый из них имеет права и обязанности, оговоренные вышеуказанными законами и нормативными актами. В случае возникновения спорных и конфликтных ситуаций по причине нарушения прав относительно какой-либо из сторон, они могут быть разрешены в досудебном и в судебном порядке, как лично, так и с помощью судебных органов.
Для оптимального взаимодействия между продавцом и покупателем в торговле необходимо учитывать направленность личных интересов обоих. Продавцу нужно продать всё, покупателю нужно только лучшее: здесь отношения покупатель продавец могут зайти в тупик и породить взаимное недоверие, формы которого могут быть самыми разными, в зависимости от особенностей характера, настроения и культурного уровня обоих. Взаимоотношения продавца и покупателя вообще отличаются сложностью: продавец, как лицо, с которым покупатель непосредственно контактирует, является представителем всей системы торговли, поэтому именно ему адресуются все недовольства, претензии и т. д. Тем не менее, именно ощущение собственной значимости по отношению к покупателю делает общение с некоторыми торговыми работниками просто невыносимым. С другой стороны, у покупателя имеется выбор: пойти в этот магазин за покупками, или в другой магазин; сделать покупку или нет; к какому из продавцов обратиться, в какой момент прервать общение с ним и т. д. Продавец же обязан обслужить любого покупателя, который к ним обратился.
На отраслевом рынке товаров и услуг различают два противоположных состояния: «рынок продавца» и «рынок покупателя». «Рынок продавца» появляется в случае, если спрос выше предложения. Здесь почти любой “выброшенный” на него товар или услуга немедленно находят сбыт, даже если они не до конца отвечают предъявленным требованиям, главное - чтобы они вообще были. На главное место ставится количество, а не качество, сервиса нет вообще, ассортимент скудный при отсутствии конкуренции. На таком рынке покупателю приходится довольствоваться тем, что есть, не выбирая. «Рынок покупателя» - совершенно полярное состояние, когда предложение выше спроса. Тут уже важно, что даже небольшое превышение предложения влечет за собой возможность покупателя выбирать товар или услугу.
Что касается прав и обязанностей продавцов и покупателей, то они прописаны как в различных законодательных актах, так и содержатся в должностных инструкциях. Права продавцов и покупателей позволяют совершать ряд действий, в случае нарушения их другой стороной. Например, покупатель имеет право вернуть продавцу некачественный товар, а продавец имеет право требовать оплату от покупателя за приобретенный или испорченный им товар. В обязанности продавца и покупателя входят действия, обязательные для исполнения обеими сторонами в отдельности. К примеру, покупатель обязан полностью оплатить товар до или после передачи ему товара продавцом, если иное не предусмотрено договором купли-продажи или законом, или не вытекает из обязательства. Продавец же обязан выдать товар покупателю после его своевременной оплаты или же обеспечить его доставку, если это входит в обязанности продавца, прописанные в его трудовом договоре.
Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:
Я буду и продавец и покупатель в одном лице?
К вопросу 244079. Здравствуйте еще раз, большое спасибо за быстрый ответ, возможно, что для специалиста этой информации достаточно, но я продаю квартиры не каждый день, да и эта 1-комнатная была куплена нами с большим трудом после многолетнего проживания в коммунальной квартире. Сейчас в квартире живут мои родители-пенсионеры. Денег на покупку этой квартиры у них, естественно, нет. Поэтому мы с сыном предполагали передать каким-то образом эту квартиру моим родителям без оплаты. Если более выгодный вариант - это вариант купли-продажи, то меня интересует, каким образом оформляется договор купли-продажи - ведь там указывается какая-то сумма - а ведь денег-то уплачено не будет. Я знаю, что такие договоры оформляются - но что мне нужно говорить нотариусу, и можно ли такие сделки оформлять в российском консульстве? Вы пишите, что продавец или покупатель может поручить совершение сделки другому лицу и выдать поверенному нотариально заверенную доверенность. Если покупатели - мои родители - кого, кстати, необходимо указывать в договоре - обоих или кого-то одного - значит ли это, что они должны пойти к нотариусу в Петербурге и поручить кому-то (кому - мне? т. е. я буду и продавец и покупатель в одном лице?) совершать сделку, послать эту доверенность нам, после чего мы приедем с сыном в консульство для окончательного оформления договора. Квартира находится в долевой собственности. 1/3 мои и 2/3 сына.
Похожие вопросы по теме "Я буду и продавец и покупатель в одном лице?"
© www.9111.ru 2000-2016. Копирование материалов сайта www.9111.ru допускается с разрешения администрации сайта .
style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">
Комментариев нет:
Отправить комментарий